Что лучше: обманка лямбда зонда или прошивка «мозгов» (чип-тюнинг)?Ни для кого не секрет, что нынешнее состоянии экологии приравнивается к катастрофическому, что приводит к установлению новых норм и требований от мировых государств, для производителей автомобилей и других транспортных средств. Ежегодно устанавливаются новые, все более жесткие, правила и допустимые нормы, а контроль выхлопных газов и уже сейчас чрезвычайно строгий. Все привело к тому, что большинство производителей вскоре могут отказаться в первую очередь от дизельных авто, после чего и от бензиновых, отдавая предпочтение электромобилям.

Хотя до масштабной интеграции пока далеко, но уже сейчас, за контролем соотвествия нормам экологичности отработанных выхлопных газов, в автомобиле предусмотрена целая сложная система, которая, если что, моментально показывает на панели ошибку «Check Engine», а в некоторых случаях даже блокирует работу двигателя, до полного устранения возникшей проблемы, что в большинстве случаев требует замены катализатора.

Все бы ничего, но в наших условиях, цена на новый качественный катализатор, все еще достаточно велика, что часто не по карману среднестатистическому жителю Украины. Поэтому, в нас очень часто, вместо замены катализатора, практикуется полное избавление от него. А чтобы обмануть систему контроля, умельцы придумали несколько методом, основные и наиболее популярные с которых – установка обманки лямбда-зонда (мы уже писали об этом) или прошивка «мозгов» ЭБУ, так званное: чипование или чип-тюнинг.

Сразу хотим предупредить – мы, производители элементов выхлопной системы «Demi Motors», ни в коем случае не за загрязнение экологии или, тем более, нарушение экологичных норм, но, в условиях нашего рынка, потребителю следует узнать, что лучше – обманка лямбда зонда или чипование, чтобы быть подкованным в вопросе и иметь возможность самостоятельно принимать нужные решение.


За контролем соотвествия нормам экологичности отработанных выхлопных газов, в автомобиле предусмотрена целая сложная система, которая, если что, моментально показывает на панели ошибку «Check Engine»

Главные особенности

Как можно догадаться, в Украине пока менее серьезные ограничения, по сравнению с Европой или Америкой, что позволяет ездить еще на достаточно старых автомобилях и просто удалять катализатор, избегая покупки дорогостоящей замены. Но в новых транспортных средствах, завод производитель автоматически устанавливает все необходимые детали, учитывая мировые стандарты, поэтому со временем многие автовладельцы все таки сталкиваются с необходимостью замены лямбда зонда, катализатора или других дорогостоящих элементов.

На данный момент вариантов для решения этой проблемы достаточно и каждый автовладелец для себя решает резонность и рациональность определенных способов исправления ситуации. В любом случае следует не забывать три основные правила:

  1. Не запускать проблему, ведь даже самые мелкие неполадки вскоре могут привести к более серьезным последствиям и неполадкам.
  2. Своевременно проводить диагностику выхлопной системы и другие ремонтные работы.
  3. При необходимости замены лучше приобрести качественные изделия, которые смогут прослужить более длительную эксплуатацию, чем плохие аналоги.

В целом, это касается любой системы автомобиля, но особенно относится к выхлопной, которая подвергается достаточно тяжелым нагрузкам.

И так, как уже знаем, за контроль токсичности выхлопа и для контроля работы катализатора ответственен лямбда зонд. Это специальный датчик, который отслеживает количество кислорода в отработанных газах, отправляя информацию в электронный блок управления автомобиля (ЭБУ), который запрограммирован перераспределять топливовоздушную смесь, приводя выхлоп к требуемым нормам.

Лямдба зонд - специальный датчик, который отслеживает количество кислорода в отработанных газах, отправляя информацию в электронный блок управления автомобиля (ЭБУ), который запрограммирован перераспределять топливовоздушную смесь, приводя выхлоп к требуемым нормам

Система достаточно эффективна и работает на высочайшем уровне, пока не сталкивается с повреждениями, а также следующими факторами:

  • плохого качества топливо;
  • неподходящее и некачественное масло;
  • огромный пробег авто, без диагностики лямбда зонда, катализатора и других элементов.

Если своевременно не обслуживать автомобиль, можно дождаться дорогостоящего ремонта или замены вышедших из строя деталей по высоким ценам. Новый катализатор стоит достаточно дорого, поэтому многие водители желают воспользоваться проверенными методами для обхода надобности его покупки - катализатор можно просто удалить, устанавливая вместо него стронгер или пламегаситель, дополнительно размещая механическую обманку или электронную замену. Также, часто используется прошивка «мозгов», которое в народе называется чипование или чип-тюнинг.

Механический вариант обманки

Конструкционно, механическая обманка лямбда-зонда напоминает простой механизм, похожий на переходник. Данный элемент монтируется перед кислородным датчиком. В зависимости от модели автомобиля, такой переходник может иметь разную конфигурацию, в основном отталкиваясь от характеристик двигателя.

Основной принцип работы – ограничение потока выхлопов к лямбда зонду, благодаря небольшому отверстию, которое служит в качестве дозатора отработанных газов. Некоторые переходники могут иметь керамические нейтрализаторы, предназначенные для дополнительной очистки. В итоге, благодаря такому приспособлению диагностируется нормальная работа катализатора, но спустя определенное время, особенно на новых автомобилях обманка может перестать работать, окислиться или заржаветь от интенсивных нагрузок.

Электронный вариант обманки

Принцип работы такого способа несколько другой и предполагает использование специального конденсатора, который имеет определенного уровня сопротивление, которое при увеличении меняет сигнал, соответствующий подобному для очищенных выхлопных газов.

В целом вариант неплохой, но показания датчика кислорода не отличаются стабильностью и склонны к постоянным изменениям, что приводит к перемене сопротивления. В будущем такие ошибки могут сопутствовать повторному извещению об ошибке, что негативно сказывается на авто, нервирует автовладельца и приводит к надобности поиска другого варианта.

Прошивка «мозгов» ЭБУ – чип-тюнинг

Чипование считается наиболее оптимальным и эффективным вариантом, который позволяет обойти все возникнувшие ошибки, тонко настраивая выхлопную систему, модернизируя также работу мотора. Прошивка достаточно распространенно используется в последнее время, что гарантирует отличный результат, ведь уже есть достаточно специального оборудования и необходимого программного обеспечения.

Краткая суть чипования - влезть непосредственно в «мозги» автомобиля и убрать из программы все упоминания о катализаторах. Но делать это нужно только в профессиональных мастерских, где опытные мастера знают свое дело и смогут провести все работы на высшем уровне.

После смены прошивки автомобиля на «безкатализаторную» уже будет совершенно неважно что там будет показывать датчик лямбда-зонда и есть ли он там вообще – автомобиль забывает о существовании катализатора раз и навсегда, и все сигналы связанные с экологичностью (а так же их отсутствие) ему совершенно будут неинтересны.

После смены прошивки автомобиля на «безкатализаторную» уже будет совершенно неважно что там будет показывать датчик лямбда-зонда и есть ли он там вообще – автомобиль забывает о существовании катализатора раз и навсегда, и все сигналы связанные с экологичностью (а так же их отсутствие) ему совершенно будут неинтересны.

И до тех пор, пока прошивка не будет изменена ещё раз (например, это может произойти при посещении дилерского центра - при выходе новой версии прошивки старую, чипованную, могут обновить) никаких проблем с катализатором не будет.

В большинстве случаев решение проблемы путем чип-тюнинга, происходит с положительным результатом, но есть и определенные недостатки. Если использовать неправильную прошивку или некорректным способом проводить установку, можно нарваться на серьезные проблемы, а именно с выходом из строя блока управления. Это приведет к необходимости дорогостоящей замены, которая потребует приобретения определенных элементов вместе с ЭБУ или оставит вопрос актуальным – обманка или все-таки рискнуть еще раз провести чипование.

Подведем итоги:

После всего вышенаписанного, можно подвести некоторые итоги, и для себя и определится с выбором, что же лучше – обманка лямбда-зонда или чип-тюнинг:

Безусловно, гораздо более надежный способ решить проблему с катализатором – будет чипование. Однако, тут есть нюанс - совсем не на всех автомобилях такое возможно. На сегодняшний день есть небольшой сегмент пока еще недоступных для чип-тюнинга автомобилей, которые тем не менее, тоже имеют катализаторы и все проблемы, которые связанные с ними. И вот на такие автомобили будет нужно устанавливать только обманки – механические или электронные. Тем не менее, это не даст 100% гарантии от появления ошибок в будущем, однако избавит от необходимости приобретения нового дорогого катализатора.

А еще, смена прошивки ЭБУ, путем ее чип-тюнинга, стоит гораздо дороже, чем простое механическое удаление катализатора с установкой обманки. Но только с чип-тюнингом можно полностью гарантировать отсутствие проблем по катализаторам в будущем.

А еще, у на нашем специализированном СТО во Львове можно удалить катализаторы способами, которые мы перечислили и описали в статье - у нас есть все необходимое для этого – большой выбор обманок лямбда-зонда, новейшее оборудование для чип-тюнинга и, что самое главное - прямые руки и огромнейшей опыт.