Раздвоенная выхлопная система: плюсы и минусыНаверняка будет логичным предположение, что любые изменения, вносимые в строение автомобиля и его узлов, не проходят бесследно - рано или поздно они отразятся на эффективности работы. Не станет исключением и выхлопная система автомобиля, непрофессиональное вмешательство в которую может весьма неприятно отразиться на время эксплуатации автомобиля. Но, не все так плохо, если подойти с умом, и довериться профессионалам процесс доработки выхлопа и его модернизация, то изменения пойдут только на пользу. Сегодня поговорим об одной из таких доработок выхлопной системы, а именно - об раздвоенном выхлопе.

Виды раздвоенного выхлопа

Начнем с того, что сразу ознакомимся с тем, какими бывают раздвоенные выхлопные системы - с видами двойного выхлопа. Их не так-то и много, но каждый из них имеет свои очень важные характеристики и особенности:

  • Н-образный выхлоп (H Pipe). Он состоит из двух независимых друг от друга труб, выходящих из выпускных коллекторов, но они соединены перемычкой с одинаковым поперечным сечением. Этот вариант двойного выхлопа выбран многими из-за великолепного звучания, похожего как в мотоциклах Харлей. Это достигается тем, что потоки выхлопных газов смешиваются только в середине их пути, причем отнюдь не в полном объеме. Однако с помощью этой перемычки выхлопная система сможет равномерно распределять волны давления и разрежения в каждом контуре.
  • Y-образный выхлоп (Y Pipe). Система сначала раздвоенная, но в центре трубки сходятся в одну. Работает очень тихо, в то время как устойчивость к выхлопным газам достаточно высока, что может повлиять на мощность. Для объемного двигателя и труб большого диаметра недостатки не особо очевидны, но для двигателей объемом от 1,2 до 1,6 л, за исключением очень тихого выхлопа, здесь, вероятно, нет никаких преимуществ.
  • Х-образный выхлоп (X Pipe). Двойная схема распределения потока выхлопных газов, трубки пересекаются в центре. Скорость газа очень высокая, звук умеренно низкий и равномерный. Отлично подходит для модернизации выхлопной системы и для увеличения мощности двигателя.

Начнем с того, что сразу ознакомимся с тем, какими бывают раздвоенные выхлопные системы - с видами двойного выхлопа. Их не так-то и много, но каждый из них имеет свои очень важные характеристики и особенности

  • Двойной выхлоп (параленьный). Особенность этой схемы заключается в том, что потоки газа с правого и левого цилиндров не пересекаются, а полностью изолированы друг от друга. Такая схема выхлопа используется, как правило, только в V-образных двигателях или из-за особенностей компоновки других агрегатов, подвески, размещение запасного колеса, бензобака и тому подобное.

Особенность этой схемы заключается в том, что потоки газа с правого и левого цилиндров не пересекаются

Раздвоенный выхлоп - от теории к практике

Раздвоенная система выпуска по умолчанию установлена на всех V-образных двигателях. Это значительно увеличивает пропускную способность всей выхлопной системы, непосредственно влияет на увеличение мощности двигателя - чем больше энергии двигатель будет тратить на то, чтобы избавиться от выхлопных газов, тем меньше в нем остается энергии для реализации крутящего момента. Это известно еще с уроков физики. Вот, именно по этой причине, для увеличения мощности двигателя - пробуют что-то модернизировать, в первую очередь, именно в выхлопной системе.

Особенно это будет касаться автомобилей у которых уже достаточно большой пробег, и именно в момент, когда приходит время ремонтировать глушитель. Здесь все просто: поскольку в любом случае вам нужно вкладывать деньги, то не будет ли лучшим выбором - потратить их более рационально и с большей пользой для автомобиля?

Аналогично V-образным двигателям, подобная схема отвода отработанных выхлопных газов из картера двигателя, также используется и в наиболее распространенных 4-цилиндровых рядных двигателях. Если V-6 или V-8 имеют два выпускных коллектора, по одному на каждые три или четыре цилиндра, ничто не мешает идентичную схему разводки использовать и в линейных двигателях внутреннего сгорания. Однако есть проблема: каталитический нейтрализатор, или всем нам известный - катализатор.

Аналогично V-образным двигателям, подобная схема отвода отработанных выхлопных газов из картера двигателя, также используется и в наиболее распространенных 4-цилиндровых рядных двигателях

Катализатор обычно устанавливается в выхлопной трубе сразу после выпускного коллектора. Вполне логично заключить, что если разделять единый поток выхлопных газов на два потока, то это будет требовать установки двух каталитических нейтрализаторов, что значительно усложнит как выхлопную систему, так и систему управления мотором. Но и здесь есть выход - на практике совсем никто не использует два катализатора, в основном монтируется пламегаситель или стронгер, а катализатор удаляют как физически, так и на программном уровне. Но не забываем - удаленный катализатор, можно продать и получить неплохие деньги, что поможет частично компенсировать затраты на установку двойного выхлопа!

Следует понимать, что оптимальные показатели работы выхлопных систем сложно рассчитать эмпирически, и, кроме того, выхлоп городского автомобиля, на котором почти всегда установлен катализатор, и спортивный выхлоп - совершенно не одно и то же. Волновые колебания, перемычки, длина труб, углы изгиба, конструкция резонаторов и их размеры... Есть достаточно много параметров которые можно перечислять в течение длительного времени, но главными будут всего два - конструкция двигателя и его тип - это то, что обязательно нужно учесть при проведении модернизации выхлопной системы.

Во всем этом кроется еще один очень важный нюанс. Вы должны понимать, что 1,5-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель никогда не звучит как 5-литровый V-8. И, конечно, дело не в объеме. Однако не следует забывать, что выхлопная система была разработана для снижения уровня шума, а не для его повышения.

Следует понимать, что оптимальные показатели работы выхлопных систем сложно рассчитать эмпирически, и, кроме того, выхлоп городского автомобиля, на котором почти всегда установлен катализатор, и спортивный выхлоп - совершенно не одно и то же

Тембр окончательного звука двигателя зависит от количества цилиндров, формы и типа камеры сгорания, структуры газораспределения, количества клапанов, типа и настройки системы питания и зажигания... И только тогда устанавливается глушитель для установки окончательного звука в той форме, которую мы хотим услышать его, тембр, громкость и интенсивность.

Раздвоенный выхлоп своими руками. Имеет ли это смысл?

Зная такое большое количество подводных камней, которые могут возникнуть при установке раздвоенной выхлопной системы, самостоятельная гаражная модификация без надлежащего опыта и профессионального оборудования нежелательна. Вы наверное сами могли видеть, что выхлопная система своими руками в гараже не только не выглядит очень презентабельно, неэффективно, но и, наоборот, создает дополнительное сопротивление потоку газа, поэтому мощность двигателя падает на фоне высокого расхода топлива.

Запомните, что только хорошо продуманная двойная система выпуска отработанных газов, изготовленная из соответствующих материалов на высокоточном оборудовании с использованием измерительных приборов и высококачественных компонентов, действительно может способствовать увеличению мощности и улучшения звучания системы выпуска.