Катализатор – миф или реальность
Многие автомобилисты практически уверены, что катализатор – в основном ненужная вещь, которая еще и снижает мощность двигателя. В этом материале мы решили покончить с домыслами о каталитических нейтрализаторах и разобраться с самыми распространенными мифами относительно этого узла выхлопной системы.
Уже сегодня сложно представить любой современный автомобиль, выхлопная система которого не укомплектована катализатором еще с конвейера. Но все равно об этом узле выхлопной системы часто можно услышать множество домыслов и мифов.
Миф 1. Не догоревшее в двигателе топливо догорает в катализаторе
Это не совсем так. Как уже отмечалось выше, каталитический нейтрализатор окисляет вредные соединения, находящиеся в отходящем газе. Внутри конструкция катализатора сродни сотам, увеличивающим контактную площадь поверхности с выхлопными газами. По всей поверхности нанесен так называемый химический катализатор – в основном платиноиридиевый сплав. Угарный газ или окись водорода (CO), сажа (CH) и полностью выгоревшие азотные оксиды (NO, NO2) контактируют с этой увеличенной поверхностью и окисляются благодаря кислороду, который также присутствует в отходящем газе.
При работе двигателя выделяется тепло, которое в свою очередь разогревает катализатор и активизирует реакцию окисления. Оптимальные условия работы каталитического нейтрализатора – от 400 до 800 градусов Цельсия. При условии, что катализатор работает и он исправен – в прошедших через него выхлопных газах резко падает концентрация вредных соединений, и автомобиль приносит гораздо меньше вреда окружающей среде (согласно установленным экологическим нормам).
Миф 2: Автомобили с катализаторами необходимо заправлять специальным топливом
Это неправда! Не существует какого-либо специфического или специального бензина, которым нужно было бы заправлять катализатором. Главное, чтобы топливо, которое заливается в бак авто, было качественным и без разных посторонних примесей.
Этилированный бензин – вот основной враг каталитического нейтрализатора. Если часто заправляется таким бензином, то каталитический слой нейтрализатора быстро уничтожится, лямбда-зонд выйдет из строя, а соты просто расплавятся. Одним словом – катализатор очень быстро выйдет из строя.
Миф 3. Катализаторы – недолговечны и быстро выходят из строя
Доля правды в этом утверждении есть. При использовании качественного топлива и при правильной эксплуатации автомобиля срок службы катализатора составит от 70 до 150 тыс. км, пробега авто, после чего производители настаивают на замене этого узла. Ничего удивительного в этом нет, ведь по своей сути – каталитический нейтрализатор – это фильтр, а фильтра, как известно, следует время от времени менять.
Катализаторы также податливы к разным механическим повреждениям. Наиболее распространены катализаторы, внутренняя часть которых изготовлена из керамики, поэтому они довольно хрупкие. Камни на дороге, посторонние воздействия, даже вода при попадании на горячую поверхность катализатора может привести к повреждению детали.
Также керамический нейтрализатор может повредиться из-за неисправности системы зажигания. Если есть проблемы в системе воспаления, автомобиль может не заводиться с первого раза – при попытках завести, несгоревший бензин может попасть в выпускной тракт, где потом, при успешном старте двигателя, произойдет его детонация – в катализаторе происходит микровзрыв и керамические соты просто не выдерживают и рассыпаются в куски. Более надежны в этом отношении металлические катализаторы – они менее подвержены механическим воздействиям и более долговечны.
Но, из чего бы ни были изготовлены каталитические нейтрализаторы – все они могут выйти из строя также и по следующим причинам:
- частое использование некачественного или даже этилированного бензина;
- попадание в катализатор масла или охлаждающей жидкости;
- длинная работа двигателя на холостом ходу;
- сбои в системе воспаления;
- сбои в системе подачи топлива в двигатель.
Миф 4. Мощность двигателя падает при наличии катализатора
Это тоже неправда. Полностью исправный катализатор совсем не препятствует движению выхлопных газов с картера двигателя, и не влияет на его мощность. Но если каталитический нейтрализатор выходит из строя или забивается сажей, то это снижает проходимость выхлопных газов, что приводит к быстрому падению мощности двигателя. Конечно, ничего хорошего для двигателя это не несет, так что производителями рекомендуется замена катализатора после прохождения 100 тысяч. км, независимо от его состояния.