Катализатор – развеиваем мифы о его использованииЕсли проверить выхлопные газы, которые выходят из картера двигателя любого автомобиля, то можно наблюдать достаточно высокий уровень концентрации вредных химических соединений, которые попадая в окружающую среду – загрязняют ее. Именно для борьбы с такими выбросами был придуман и сконструирован каталитический нейтрализатор, или как его еще называют - катализатор. Основная задача данного устройства - окислить опасные вредные соединения, превратив их в относительно безопасные для экологии.

Уже сегодня трудно представить любой современный автомобиль, выхлопная система которого неукомплектованная катализатором еще с конвейера. Но все равно, про этот узел выхлопной системы часто можно услышать множество домыслов и мифов. Многие автомобилисты практически уверены, что каталитический нейтрализатор – в основном ненужная вещь, которая к тому же, еще и снижает мощность двигателя. В этом материале мы решили положить конец домыслам о катализаторах, и разобраться с самыми распространенными мифами относительно этого узла выхлопной системы.

Миф 1. Топливо, которое недогорело в двигателе – догорает в катализаторе

Это не совсем так. Как мы уже отмечали выше, каталитический нейтрализатор окисляет вредные соединения, которые находятся в отработанном газе. Внутри конструкция катализатора похожа на соты, которые увеличивают контактную площадь поверхности с выхлопными газами. По всей плоскости поверхности нанесен так называемый химический катализатор – преимущественно платино-иридиевой сплав. Угарный газ или окись водорода (CO), сажа (CH) и азотные оксиды (NO, NO2), которые полностью выгорели, контактируют с этой увеличенной поверхностью и окисляются благодаря кислороду, который также присутствует в отработанном газе.

Во время работы двигателя выделяется тепло, которое в свою очередь, разогревает катализатор и активизирует реакцию окисления. Оптимальные условия работы каталитического нейтрализатора – от 400 до 800 градусов по Цельсию. При условии, что катализатор работает и он исправен – в выхлопных газах, которые прошли через него, резко падает концентрация вредных соединений, и автомобиль приносит гораздо меньше вреда окружающей среде (согласно установленных экологических норм).

Основная задача данного устройства - окислить опасные вредные соединения, превратив их в относительно безопасные для экологии.

Миф 2: Автомобили с катализатором необходимо заправлять специальным топливом

Это неправда! Не существует какого-то специфического или специального бензина, которым нужно было бы заправлять автомобиль который оборудован катализатором. Главное, чтобы топливо, которое заливается в бак авто – было качественным и без различных посторонних примесей.

Этилированный бензин – вот основной враг каталитического нейтрализатора. Если часто заправляться таким бензином, то каталитический слой нейтрализатора быстро уничтожится, лямда-зонд выйдет из строя, а соты просто расплавятся. Одним словом – катализатор чрезвычайно быстро выйдет из строя.

Миф 3. Катализаторы – недолговечны и быстро выходят из строя.

Доля правды в этом утверждении все-таки есть. При условии использования качественного топлива, и при правильной эксплуатации автомобиля, срок службы катализатора составит от 70 до 150 тыс. км., пробега авто, после чего производители настаивают на замене этого узла. Ничего удивительного в этом нет, ведь по своей сути – каталитический нейтрализатор – это фильтр, а фильтра, как известно, следует время от времени менять.

Катализаторы также податливые разнообразным механическим повреждениям. Наиболее распространенными являются катализаторы, внутренняя часть которых изготовлена из керамики, поэтому они достаточно хрупкие. Камни на дороге, посторонние влияния, даже вода при попадании на горячую поверхность катализатора – может привести к повреждению детали.

Также керамический нейтрализатор может повредиться вследствие неисправности системы зажигания. Если присутствуют неполадки в системе зажигания, автомобиль может не заводиться с первого раза - во время попыток завести, несгоревший бензин может попасть в выпускной тракт, где потом, при успешном старте двигателя, произойдет его детонация – в катализаторе происходит микро взрыв и керамические соты просто не выдерживают и рассыпаются на куски. Более надежными в этом отношении являются металлические катализаторы – они менее поддаются механическим воздействиям и более долговечны.

Но, из чего бы не были изготовлены каталитические нейтрализаторы – все они могут выйти из строя также и по следующим причинам:

  • частое использование некачественного, или даже этилированного бензина;
  • попадание в катализатор масла или охлаждающей жидкости;
  • долгая работа двигателя на холостом ходу;
  • сбои в системе зажигания;
  • сбои в системе подачи топлива в двигатель.

Миф 4. Мощность мотора падает из-за наличия катализатора

Это также неправда. Полностью исправный катализатор совсем не препятствует движению выхлопных газов из картера двигателя, и абсолютно не влияет на его мощность. Но, если каталитический нейтрализатор выходит из строя или забивается сажей, то это снижает проходимость выхлопных газов, что приводит к стремительному падению мощности двигателя. Конечно, ничего хорошего для двигателя это не несет, поэтому производителями рекомендуется замена катализатора после прохождения 100 тыс. км., независимо от состояния его изношенности.